Велосипед? Мое мнение

За последние два года велодвижение набрало обороты, худо-бедно появились велодорожки, пока их катастрофически мало, но лучше, чем ничего. Больше и больше стало велосипедистов повсюду, от ситибайков в прокат, до шоссейников в потоке машин за городом. Сам я катаюсь активно лет шесть, и за этот период мое представление о том, что покупать и как ездить существенно изменилось. Решил поделиться.


Какой велосипед купить?

Чаще всего, по неизвестной причине, в магазинах рекомендуют горные велосипеды объясняя, что они наиболее универсальны. Вот тут я не могу согласиться. Горный велосипед сделан для скоростного спуска с горы, для гонки по полю и по лесу, для ухабов и для бездорожья. Что в нем особенного: усилена конструкция, много передач, особенно для маленьких скоростей, вилка с амортизатором, широкие грязевые покрышки. А где вы чаще всего катаетесь? Если не по песку, не с горы, и не по страшным ухабам, то горный велосипед совсем не ваш выбор. Почему? Первое — он тяжелый, килограмм 15 примерно, второе — очень медленный, и поверьте, даже если вы катаетесь небыстро, то если пересядете на легкий велик, то его подвижность вас приятно удивит. Мнение, что горный не надо обслуживать — миф! Смазка, чистка и уход требуются всем велосипедам в равной степени, а самой требовательной частью является система переключения передач. То, что горному велосипеду не нужна регулярная настройка, особенно после падения — тоже миф.

Тогда какие бывают велосипеды и чем плюс каждого из типов?

  • Дорожные — неприхотливый велосипед из стали с возможностью крепления крыльев и багажников. Ремонтировать можно и в дороге, можно взять побольше груза. Посадка на велосипеде не аэродинамическая, но и не совсем уж вертикальная. Вилка без амортизации. Можно кататься и с достаточно мягким сидением, что избавит от необходимости покупать велоодежду. Такой велосипед универсален, если вы не планируете ехать очень далеко и не хотите закупаться одеждой и инвентарем. У этого велосипеда стоят покрышки пригодные для асфальта и грунтовых дорог, расчет таковых у вас по 50% каждого типа. Крылья защитят вас от грязи из луж, а на багажник можно прикрепить сумку, чтоб не тянула плечи. Из минусов вес — все равно килограммов 14-15 вся конструкция будет весить, а значит прыткостью хода и легкостью подъема вы не похвастаетесь. Маленькие расстояния, примерно до 25 км., вы отлично преодолеете, но если хочется ехать дальше, то стоит подумать и о велоформе, и о другом типе великов. Иногда на таких велосипедах можно встретить вилку с амортизатором, это подойдет тем, у кого велосипед живет только на даче и 75% дорог — ухабистые грунтовки. В остальном амортизатор и добавляет вес, и сжирает до 30% ваших усилий на ровной дороге.

  • Трюковые велосипеды BMX и триал- скажу честно, у меня такого нет и не было, и никогда не хотел. Но суть и назначение понятно из названия — их назначение трюки, подвижность, маневренность. Если говорить про триал — прохождение препятствий. Дальность пробега, скорость, комфорт посадки и остальные характеристики подобного рода к преимуществам этого типа велосипедов не относятся.

  • Складные велосипеды — их основной плюс один — войдет в багажник, легко переносится и перевозится, занимает меньше места при хранении. На этом плюсы закончены, во всех своих остальных параметрах эти велосипеды уступают. Они не особо легкие, медленные, далеко ехать тяжело, не самая удобная посадка и так далее. Быстро, комфортно, далеко — нет, не про него.

  • Прогулочный велосипед — говорящее название, этот тип для того, чтоб неспешно проехать десяток километров в погожий день, никакой специальной одежды, никакой подготовки, просто катаемся часик и ставим его обратно. Посадка вертикальная, седло мягкое, скорость маленькая. Очень комфортно, если цель просто подышать воздухом. Отдельным плюсом можно считать экстравагантный дизайн.

  • Горные велосипеды — как и написал выше, несмотря на мнение об их универсальности, они вполне специализированы. Эти велосипеды созданы для бездорожья и особенно для спуска по бездорожью. Усиленная рама, толстенные покрышки с грязевым протектором, амортизатор и набор передач для скоростей от совсем маленькой до средней. Про быстроту или дальность заезда здесь речь не идет, скорее про преодоление сложного маршрута. Если вы как раз по таким и ездите — это ваш велик.

  • Шоссейные, туринг, грэвел, циклокросс — это целое семейство велосипедов, но здесь суть одна — велосипед, который позволяет ехать долго и в самых разных условиях, если вам надо доехать из точки А в точку Б, и это не 5-10 км, а скажем 40 км., а то и 150 км., то вот тут все плюсы этих велосипедов раскроются в полный рост. Безусловно предполагается, что если вы катаете приличные дистанции, то на комфортную одежду и обувь обязательно потратитесь, чтоб точно ничего не натирало и не мешало крутить, поэтому мягкими будут велоштаны, а седло — жестким. На этих велосипедах вы не встретите амортизаторов, вместо этого вилка и подседельный штырь сделаны из карбона, а в дорогих моделях — весь велосипед, что дает мягкость и поглощение вибрации от дороги. Какой именно вам подойдет зависит от того каковы цели и где пройдет маршрут.

    Шоссейный — упор в скорость, узкие покрышки 25 мм. или меньше, посадка обеспечивающая минимальное сопротивление воздуха, минимальный вес и никакого обвеса, ни подножек, ни крыльев, ни багажников. Он не для груза, он для скорости. Летит вперед по хорошему асфальту.

    Эндуранс — упор в дальность заезда, это тот же шоссейник, только покрышки чаще будут уже 30-32 мм., как у дорожного, чтоб и по грунтовке и по тропинке проехать, и посадка будет чуть вертикальнее, да скорость упадет, зато спина не устает даже за несколько часов без перерыва, если велик по размеру и настроен. Если примерно 85% пути неплохой асфальт, и 15% либо плохой асфальт либо грунт, то он в самый раз.

    Гревел (циклокросс) — еще больше грунтовок, плохого асфальта, даже песка на пути, тут и протектор «зубастый», и скорости чуть иные, часто спереди стоит всего одна звезда, чтобы увеличить клиренс при движении по грязи. Длинные заезды по грунтовым дорогам — его конек.

     

    Туринг (велотуризм) — много креплений для сумок, рама, которую просто чинить, больший комфорт при посадке, но как результат меньше скорость и больше вес. Предполагается, что вы едете навьючив на велосипед килограмм двадцать, а то и больше, и тогда вам не до лишнего килограмма в весе самого велика. Более широкие покрышки, возможность ставить крылья и багажники делает этот велик гарантированным для велотуриста, который едет независимо от погоды и все свое везет с собой.

  • Гибриды — это когда велосипед сочетает два типа, например узкие покрышки, и легкая рама с жесткой вилкой, но трансмиссия от горного велика. Сочетают в себе некоторые плюсы сразу двух категорий, но при этом проигрывают каждому отдельному классу в его сильных сторонах. Так приведенный выше пример легче горного велосипеда, быстрее катит, но он хуже на бездорожье, и в то же время, он медленнее шоссейного, у него нет «барана» для аэродинамической посадки, зато есть место для крыльев.

Есть ли полностью универсальный велосипед? Нет. Не бывает горного складного шоссейного туринг велосипеда с весом 8 кг и с колесами, которые быстро катят и при этом подходят для песка и грязи. Выбирайте, что для вас главное. И не платите за те характеристики, которые не используете.

Если выбрали тип — смотрите на размер. Большинство магазинов предоставляет заведомо ложную информацию от том, что вам подойдет, поэтому очень важно уделить размеру должное влияние. О выборе размера велосипеда и о том, какое оборудование обязательно купить будет вторая часть заметки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.