Велосипед! Что купить?

Итак, в первой части заметки мы разобрали какой тип велосипеда покупать, во второй не попались на уловки магазинов по продаже вам не того размера, и теперь настал момент решить, что же именно мы купим в магазине. Начнем с главного — велосипед!

Сразу оговорюсь, по выбору трюковых, экстремальных и триал велосипедов — опыта нет, советовать ничего не буду.

Если вы выбрали складной велосипед — главный параметр это вес, второе — качество бренда, надежность тут наверное основной показатель, ибо требовать чего-то другого от этого велика не логично.

Прогулочный — тут чаще всего на первое место выходит дизайн. Как и в случае со складным, так же уделим внимание производителю.

А вот во всех остальных типах мы внимательно смотрим уже на несколько показателей — вес, материал и «обвес». Вес — важен для всех и всегда, с оговоркой на цели, чем тяжелее велик, тем хуже едет, но сравнивать вес надо только в рамках своего вида. Производители естественно ставят на более легкие рамы имеющие лучшие характеристики и более дорогой обвес, чтобы велосипеды были сбалансированными.

Вес рамы зависит прежде всего от материала — сталь, алюминий или карбон. Сталь дешевле всего и тяжелее, зато хоть немного амортизирует и очень легко чинится — подварить можно где-угодно, стальная рама переживет падение и удар по перьям. Алюминий уже дороже, существенно легче стали, но и нежнее, особенно если уже тоненькие перья стоят. Варить алюминий невозможно, поврежденную раму, скорее всего на выброс, а еще он жестче, с одной стороны — жестче это значит и быстрее, зато и больше передает вибрации от рельефа. Карбон — прекрасный материал, сочетает жесткость алюминия и гашение вибраций стали, имеет самый легкий вес, но есть и минусы — он дорогой, и это нежный материал, тут нельзя перетянуть гайки — сломаете, чувствителен к падениям, нельзя наобум вешать что-то на велосипед. Какой материал выбрать?

Давайте сначала вернемся к целям, если главное скорость — тут все дело в весе, дальность заезда — тоже вес, ремонтопригодность — это сталь, вы неаккуратны и не готовы бережно хранить велосипед — сталь. Хотите много навьючивать и возить грузы — тоже сталь. Хотите полегче, но не такой дорогой как карбон для прогулок 30-50 км. — берите алюминиевый. Готовы платить за скорость и комфорт — это карбон, но будьте готовы беречь его. В ценах 2021 года, стальные кони с пристойным обвесом стоят от 80 000 руб, алюминий примерно от 110 000 руб, и карбон примерно от 160 000 руб. Специально не буду писать моделей, просто как ориентир.

Теперь про обвес, это по сути два элемента — переключение передач и тормоза, остальное все равно докупается отдельно. Начнем с тормозов — бывают клещевые, дисковые механические и дисковые гидравлические. Клещевые дешевле и хуже — стираются, требуют замены колодок часто, но главное — если колесо и обод мокрые, то они плохо тормозят. Поэтому если вы катаетесь быстро, то лучше иметь хороший тормоз. Клещевые, правда, есть очень легкие, и вы можете встретить их на дорогих шоссейниках, чьи хозяева хотят купить велик легче, дешевле и для прогулок в хорошую погоду, поэтому все производители выпускают и такие версии. А вот для горных, дорожных, гревелов, словом тех, где намечается не только асфальт однозначно надо брать дисковые. Гидравлика всегда лучше механики, тут только вопрос цены. Я не буду проходить детально бренды и модели, будет слишком много текста.

Выбрали тормоза, переходим к «переклюкам». Тут надо сказать, что разница в точности и стойкости. Нажал — сработало или не совсем. Меняется и вес оборудования, но не так значительно, чтоб изменить выбор, если только вы не гонитесь за секундами. Тут важно помнить что:
— Велосипед должен быть настроен, ведь даже лучшая система переключения не работает если вы не обслуживаете велик.
— Вы должны правильно переключаться, об этом ниже, но если вы переключаетесь не вовремя, или не переключаетесь, когда давно пора, то вы просто едете хуже и портите велосипед.
— Даже недорогие комплекты от хорошего производителя отлично работают если выполнены первые два условия.

По производителям трансмиссии — лучше это будут Shimano или SRAM, они не только откатали свои изделия продав миллионы комплектов, но у вас не будет проблем с заменой, они широкодоступны. У Shimano вопрос поставок по миру решен лучше всех, и найти их можно в любом велосервисе.

Как правило, если вы нашли модель под цели, выбрали материал рамы и тормоза, то будут 2-3 варианта обвеса, примерно в одной ценовой категории, и тут просто зависит от того, хотите тратить или экономить. Радикальной разницы это не даст.

Что еще купить? Точно купите все для безопасности. Поставьте идущие в комплекте катафоты, поставьте проблесковые лампочки вперед и назад, вас должно быть видно. Либо форма должна быть отражающей, либо купите жилет, это спасает. И само собой купите шлем. Падали все, бывало больно. А быть сбитым и врагу не пожелаешь.

Очки и одежда — это ваш комфорт. Если катаетесь хоть раз в неделю, то купите то, в чем удобно и комфортно. Велопамперс (гель в шортах) не даст вашим филейным местам быть отбитыми, я не представляю себе катания без памперса. Здесь просто надо мерить и пробовать. Защита глаз очень важна, муха на скорости 30 км./ч. очень больно бьет в глаз, а ветер закидывает в глаза песок.

Вода. Ее должно быть много. Stay hydrated. Фляжка нужна точно. Лучше две.

Компьютер. Тут точно многие скажут: «ну его нафиг!», а я вот настою, что он вам нужен. Помните выше я написал, что переключаться надо вовремя. А вы знаете когда? Так вот, чтоб ехать правильно надо поддерживать ровный темп ногами. В идеале ваши ноги всегда выдают ровные обороты, а вы переключаете нагрузку, чтоб обороты не росли и не падали. Какие обороты надо поддерживать? Итак, если вы едете с кем-то, кто медленнее вас и расслабляетесь, то 70-75, если вы стабилизировались в скорости и крутите в свое удовольствие, то 80-90, если вы разгоняетесь, или начинаете сложный подъем, то 90-100 или даже выше, чтобы снять нагрузку с коленок. Да, я не профи, никогда не занимался с тренером, мои советы — то, что подслушал у других и наложен на свой опыт.

Почему обороты так важны? Ответ найдем в учебнике физики. В вертикальном положении момент силы равен нулю, и хоть встань на педаль — полезной работы мало. Если у вас не контактные педали, то с пользой вы работаете только 25-30% от оборота для каждой педали, поэтому важно, чтобы «холостая зона» быстро проскакивала, при этом есть крутить быстрее 100-110, то нагрузка будет мала, но зато силы пойдут на холостые движения ногами и растущее трение в трансмиссии.

Поэтому КАДЕНС (это обороты передней звездочки в минуту) Важен! А померит его нам компьютер с датчиком каденса.

И по моему глубокому убеждению, лучше крутить дешевый Claris правильно, чем дорогую Ultegra неправильно. Компьютеры бывают разные, но примерно за 6000-7000 рублей он уже будет беспроводной и сможет мерить скорость и обороты. Это ровно то, что надо. Я сам использую iPhone вместо компьютера, у меня стоят датчики мощности, каденса и скорости по bluetooth, а Apple watch смотрит за сердцем. Выводит все это на экран программа Cyclemeter.

В сухом остатке очень рекомендую — шлем, перчатки, очки, велошорты и джерси с отражающим эффектом, передний и задний фонарь, флягу и компьютер. Ну и кто не боится — контактные педали.

Велосипед далеко не только «профессиональная» тема, есть и те, кто любит купить самое дорогое и навороченное, даже если делает два выезда в год и едет на одной передаче. Поскольку этот спрос есть и платежеспособен, то есть масса дорогущих аксессуаров, которые предлагают вам «теплый ламповый звук». Есть и веломода, есть и «понты», поэтому сами смотрите, что вы хотите купить, важно одно: должно быть безопасно и комфортно.

Надеюсь кому-то эта заметка будет полезна.

1 Комментарий

  1. Не соглашусь, что стальная рама — самая дешёвая.
    Есть велосипеды с рамой из стали, которые стоят сильно дороже алюминиевых.
    Тут действительно разница в жесткости. Стальные рамы более мягкие и комфортные. Но это значит, что какая-то часть энергии тратится впустую. Следовательно, на таком велосипеде сложнее стартовать, чем на болен жёстком алюминиевом и, тем более, карбоновом.
    Стальные рамы применяются там, где важен комфорт — для туристических великов.
    У меня есть и стальной, и карбоновый велик. Когда на стальной сажусь — как будто в домашнее кресло. В отличие от жёсткого карбонового.
    И да, кстати, применяемые сейчас сплавы, равно как и Современные Технологии (по-моему, это баттинг называется), позволяют снизить вес велосипеда.
    Конечно, он будет весить больше карбонового, но вполне сопоставим с алюминиевым.
    И да, сталь используют преимущественно в турингах потому, что легко починить в дороге: в любом гараже обычной сваркой можно заварить даже хромомолибденовый сплав. Есть опыт у путешествующих.
    Ещё на что хочу обратить внимание:
    Гидравлические тормоза — бомба.
    Но на туринги ставят тормоза преимущественно механические. Они менее кайфовые с точки зрения комфорта. Но легко ремонтируются путём простой замены тросика.
    Так что если ты катаешься возле дома даже на длинные расстояния, то гидравлика — наше все. А дальних туристических поездках — механика.
    У меня есть и то, и другое решение. Считаю, что для каждого из великов оно правильное.
    Так что основная мысль твоей стать правильная: каждое решение — для своих целей. Но есть нюансы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.