Красить траву или управлять спросом

Как показало последнее время, санкции уж не такие и беззубые как писала про них пресса ровно один год назад, и за год всего все вокруг изменилось до неузнаваемости. Денег стало меньше, и все стабильные ранее корпорации заговорили если не о банкротствах, то о сокращениях, национальная валюта обесценилась в два раза, и это при том, то доля импорта ни в одной из принципиальных отраслей не ниже 40%, а в ряде отраслей приближается к 100%, но наша микросхема все еще самая большая в мире.

    Интересно, что власть в этой ситуации вынуждена искать выход, как прокормить массы и держать их хоть сколько-то довольными, ну а уж если не выйдет, то придется искать способы заставить людей не протестовать, тут и пропаганда хороша и сплочение перед любой внешней угрозой сколько-то подействует.

    В политике я ничего не смыслю, да и писать о ней не хочу. Понятно, что нет в политике ничего честного и прямого, всегда интрига момента. Наверное… я ведь не политик, откуда мне знать…

    А вот об экономике, вернее о поиске решений порассуждать можно. Видимо менталитет такой у нас, что механизмы поэтапного и плавного улучшения, которые требуют и времени и сил, видимо политиков не интересуют, видимо потому, что плоды поспеют позже, и неизвестно чья это грядка будет в тот момент. Можно сравнить ситуацию с тем, что вы приходите к врачу, и вам говорят, надо соблюдать диету, самому следить за собой, заниматься физкультурой и вот тогда, через два года, или через три, если не бросать затею, то точно будут ощутимые результаты. Слушая это мы задаем вопрос — “А нельзя ли таблетку, чтоб сразу, чтоб сразу всем показать как все улучшено?”, таблетки такой конечно нет, но можно же не самому например худеть, а улететь на курорт и нанять там тренера, кто не даст есть много, и кто заставит спортом заняться. Для более решительных можно и хирургически похудеть и стать прекраснее наверное. Это примерная иллюстрация  того, какие решения принимаются, понятно, что по соотношению цена-качество они убоги. Зато стараться надо меньше, и значительно проще рапортовать, и еще можно переложить ответственность за результат или его отсутствие на того, кто оказывал услуги.

    Если переложить пример на производство, то картина будет получаться еще более комичная. Одно дело получить участок, посадить яблони, ухаживать за ними, провести первые годы в убытке, закупить все необходимое для ведения бизнеса и наконец начать получать прибыль от яблочного сада. Очень долго, и трудов надо много. Но что делать если требуют поднять яблоководство? И сроки не хотят слышать пятилетние, что если надо быстрее?

    Ответ найдется. Втыкаем в землю яблони купленные где-то, рыхлим землю, красим траву вокруг них, создаем четкую имитацию вида яблочного сада, под нашими свежепосаженными яблоне-имитаторами в заранее заказанных китайских ящиках с надписью MADE IN RUSSIA складываем европейские, ой нет, их нельзя, складываем “Белорусские” яблоки. Все готово! Более того, инвестиций, которые понадобились бы на пять первых лет взращивания садов с лихвой хватит на пять лет яблоко-имитации. Главное чтоб отчитываться о яблоководстве пока яблонеимитаторы не осыпались, поскольку совсем уж завираться нельзя. “Коррупция” — скажет кто-то, наверное будет прав, но по сути все дело было в цели. Если цель быстро и сразу и горизонт планирования всего лет пять, то яблокоимитация более правильное решение, чем садоводство, другое дело что яблоневый сад может плодоносить десятилетиями.

    Все дело в стратегии — как и сколько получать дохода? Ведь яблокоимитация убыточна относительно просто закупки “Белорусских” яблок. Но вдумайтесь сами, когда мы хотим рыбки, можно пойти ловить, потом готовить, можно купить и приготовить, а можно пойти в ресторан, дорогой или  дешевый. Для каждого из решений будет свой спрос. Но важен лишь факт того, что если у рыбака покупают рыбу дороже, чем ее ему продают соседние рыбаки, то это прямой путь к тому, что его собственное рыболовство будет приходить в упадок. Для защиты от этого и есть все пошлины и акцизы.

    Ни одна страна не производит всего-всего, и ни одна страна ни ввозит абсолютно все. И вот тут начинается некая экономическая роль правительства. Производить то, что мы можем производить хотя бы не сильно хуже других, сфокусироваться на том, что мы производим или могли бы произвести лучше в соотношении цена-качество чем окружающий мир. Нельзя заставить производить — это наши вечные грабли. Но можно покупать у своих. То есть просто донести товар от производителя до покупателя с минимальной наценкой, тогда внутри страны, в первую очередь, пойдут свои товары, если же они конкурентны на внешних рынках, то совсем хорошо. И все бы хорошо, но пройдут те самые три-пять пока бизнес отреагирует на спрос… А все ищут таблетку,которая подействует сразу…

    По идее, на мой взгляд непрофессионала, надо было бы создавать в качестве нац-проекта не производителя, и кормить его дотациями до посинения, а создавать сбытовика. В роль этого сбытовика входило бы закупка например мяса у фермеров и доставка его в магазины крупных сетей, на первом этапе, и в более мелкие магазины позже если поучится создать многоуровневый сбыт. Такой сбытовик должен был бы существовать с минимальной наценкой, позволяющей тем не менее развивать бизнес, а мерой отчетности служило бы сумма сбыта. Иными словами государство должно гарантировать спрос. Это не так просто, есть масса подзадач, как и контроль качества, чтоб ОКей и Ленту на заставляли покупать гнилые продукты у “ГосСбыта”, так и отслеживание того, что именно свои товары закупаются, а не “Белорусские”. Но эти задачи носят технический характер, и в нашу компьютерную эру легко решаются, только время надо. Тогда в случае чего не надо ФАС спрашивать отчего растут цены — если фермеры так и продают помидоры по рублю а сети так и покупают их по рубь-десять, то весь контроль как на ладони.

    И с точки зрения бизнеса — легче считать и делать небольшое производство если известен покупатель. В той же Финляндии фермерам известна цена на все, что они могут вырастить или поймать, и от этого они и кормятся. Они не нанимают юриста или адвоката, просто выращивают или ловят, или оленей разводят, а после того сдают в “ГосСбыт”, который обязан позаботиться от родной продукции.  В то же время это вынуждает не производить неликвид, хотя конечно, если товары экспортируются, то всегда можно попасть как финны с Валит в недавнем инциденте, но это уже по меньшей мере страна сама себя содержит. Менее технологичные отрасли охватить “ГосСбытом” несложно, а вот свой АйФон вырастить адски тяжело, да и сбыт тут может быть только на уровне госзаказа, но тем не менее.

shapeimage_1-1

    Вот только ждать пять лет создания “ГосСбыта” и потом становления поставок никто у нас не будет. Проще покрасить траву вокруг яблонеимитаторов и опять раздать субсидии на “проекты”, которые больше похожи на покрытие дефицита неизвестно как управляемых компаний. Ведь спроса об эффективности их управления нет… Кто знает какова валовая прибыль наших мега-корпораций и какой она могла бы быть, и что если ее сравнить с аналогами. Вот например в каждую деревню телефон прибили, карточки продают в 200 км, да и не нужны особо они — у всех есть мобильный, понятно может МЧС нужны телефоны эти, чтоб о цунами предупреждать, но если их делали как проект телефонизации страны, то нельзя ли получить отчет о прибылях с этих телефонов? Если это планово-убыточный проект, то видимо особо приоритетный… Такой же яблонеимитатор…

    Один вопрос — а почему не начать делать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.