Стамбул — город контрастов

Наконец дошли руки до этой заметки, которую хотелось написать еще в мае, но обстоятельства сложились по-другому. Я до этого года никогда не был в Турции, совсем ни разу. Вероятно мне не хотелось оказаться в месте, которое очень тесно ассоциируется с отелями, «ркссо туристо», «олл-инклузив за 300 евро», «арам-зам-зам»» и прочими подобными прелестями. Поэтому в Турцию ехать никогда не хотелось.

За последние годы стали чаще и чаще попадаться заметки о совершенно другом турецком туризме, заметки, которые сразу находили отклик. Началось с описаний велотуров, которые предполагали маршруты по спокойным и очень красивым маршрутам, общей протяженностью около тысячи километров, разбитых на 14 дней пути с отрезками различной сложности. Описание качества организации этих туров было похоже скорее на качественный европейский уровень, а красоты и живописность мест, равно как и климатические условия, если говорить о середине осени, давали Европе прикурить. Уже стало интересно.

Завораживающие фотографии из Каппадокии, как с земли, так и с воздушных шаров тоже не оставили нас равнодушными, Очень захотелось увидеть все это своими глазами.

И, наконец, Стамбул. Огромный город с уникальнейшей историей. Изначально, еще до 24 февраля 2022 года, мы запланировали поездку в Турцию на майские. Основной идеей был велосипед, и мы решили уже ближе к майским проложить маршрут. Я купил билеты Turkish Airlines, а Ромик какой-то из отечественных компаний, местные перелеты по Турции решили брать позже, когда сядем все вместе на целый вечер планировать поездку в деталях.

В итоге произошло то, что произошло, и как результат билеты Ромика отменились, а у нас остались. Вышел пятидневный отпуск вдвоем с женой, и мы сразу решили, что проведем его в Стамбуле, поскольку для полетов на шарах еще было совсем холодно — весна везде выдалась поздней и холодной, и как результат решили оставить Каппадокии на будущие визиты.

В Стамбул я летел из Питера, а Саша из Лондона, к счастью, рейсы наши приземлились одновременно и мы вместе поехали в отель. Поскольку это был первый визит в Турцию, то сразу стали глазеть по сторонам и пробовать расспросить таксиста обо всем, но таксист с языками был не дружен, поэтому просто смотрели, чтоб вез куда надо. К обычным делам первого дня добавились новые дела русских путешественников: проверить какая карта работает и по какому курсу происходят какие оплаты и зачисления. Мы методично попробовали снимать деньги с карты «Мир» и оплатить что-то UnionPay, работало с переменным успехом, но разобрались, что проще всего иметь запас наличных, а их снимать было вполне себе возможно. Поэтому на случай полного непринятия русских карт, а с других не хотелось платить, у нас всегда была котлета, надо сказать мы от такого полностью отвыкли.

Отель наш был выбран в самом центре Золотого Рога, в нескольких минутах пешком от Святой Софии и голубой мечети, мы еще много раз порадовались выбору отеля, потому что было и комфортно, и с точки зрения логистики мы были в самом центре туристической жизни, ну и плюс потрясающий вид на Мраморное море из окна.

Перед тем как писать о достопримечательностях и впечатлениях расскажу о том, что я до вылета ничего толком не знал об Османской империи, кроме совсем уж общих фактов, что мы у них с Петра первого начиная методично отжимали черное море, а после того, как англичане вмешались, заключили ужасный «Крымский мир». Естественно знал, что Стамбул — второй Рим, что это столица Византии, основанная Римом, точнее императором Константином, куда была перенесена столица Римской империи незадолго до ее распада. Вот примерно и все. Понимая, что этого явно недостаточно я скачал себе в полет краткую историю Стамбула, Римской, Византийской, Латинской и Османской империй, а так же короткий исторический очерк о современной Турции. Основой стала Википедия. Если вы собираетесь в Турцию с познавательной целью, то искренне рекомендую поступить так же как я, что-то освежилось в памяти, чего-то я и вовсе никогда не знал, но что стоит знать перед тем как осмотреть место со столь богатой историей.

Саша, в свою очередь, нашла отличный путеводитель по 70 наиболее значимым достопримечательностям Стамбула и ближайших окрестностей. Мы посетили далеко не все, но и плана такого не было, вдобавок могу сказать, что из мечетей и церквей, поскольку мы совсем не религиозны, мы посетили только самые громкие вывески, и еще несколько обошли со всех сторон, но заходить не стали.

Первый день был пасмурным, то есть для фотографий не годился, поэтому мы отправились в Базилику Цистерну (огромное подземное водохранилище), где света с улицы все равно нет, к сожалению она оказалась закрыта на ремонт, однако там мы получили информацию, что другое подобное водохранилище, хоть и меньшего размера, но зато не только работает но и предлагает посмотреть новое световое шоу под землей. Идти было совсем недалеко, и мы полностью посмотрели и цистерну и ее прекрасное шоу, сразу скажу, что однозначно рекомендую всем и то и то, очень познавательно и очень красиво.

Далее мы наметили план-маршрут второго дня оценили расстояния и удобство прохода, Стамбул совсем не Питер: то в гору, то с горы, и то, что по карте в ста метрах может быть отделено уступом, обходить который довольно долго.

Начиная с ланча к нам присоединилась Сашка Вешка, которая теперь постоянно живет с мужем в Стамбуле. Кухня больше всего похожа на азербайджанскую, много видов кебаба, еда довольно плотная, порции большие, при выборе мест полностью доверились рекомендациям гугла и остались довольны всеми местами, которые он на насоветовал.

В тот же день посетили праздник тюльпанов, ждать до солнечной погоды не стали, потому как начиная как раз с праздника охрана перестала препятствовать желающим залезть в самую гущу тюльпанов и сделать там фото. Естественно толпа вытаптывала тюльпаны очень быстро, ну собственно они бы все равно отцвели бы уже через несколько дней.

День второй, все еще праздничные выходные, и Стамбул полон религиозными паломниками но их уже меньше, чем днем ранее, и уже солнечно, мы осмотрели Голубую мечеть и Святую Софию, они расположены прямо рядом, но и внутри и снаружи у них больше ничего общего, ну и конечно видно, что Святая София была вовсе не мечетью изначально, правда нам показалось, что христианские святыни, которые ранее были завешены, как мы читали, теперь и вовсе демонтированы и там пустые места. Впечатление такое, что факт демонтажа особенно подчеркнут, ну или это было сделано недавно, и что-то они там еще будут делать. Решение явно политическое, мечети, которые исходно были мечетями выглядят органичнее и красивее, а ковер и низко висящие светильники совсем не идут Святой Софии, но религиозные турки молились там без перерыва и очередь на вход стояла все дни, при том, что практически вся очередь на вид была из местных.

Мы с большим удовольствием походили по Базарам, но конечно ничего не покупали, ни специи, ни золото. ни просто всякую ерунду. Мы обошли с десяток мечетей, надо сказать, что после первых пяти громких вывесок, куда шли специально, и где стояли очередь, заходили дальше только прямо по ходу маршрута, а гуляли по набережным, еще раз пересекали парк с цветами, провели четыре часа примерно на экскурсии по дворцу, вот это было очень-очень интересно. Нам почему-то дворец турецкого султана, его гарем, устройство дворов и  проходов показалось очень похожим на дворец Гугл в Пекине. Очень много общего в озонировании пространств и организации права доступа в разные дворы и здания разным людям зависимости от цели их появления во дворце.

Зашли в старейшие бани города, думали на экскурсию, оказалось до сих пор работают, и можно только заранее забронировать и помыться, а просто смотреть не пускают.

Посмотрели как выглядит служба около Новой Мечети, конечно мы с ними ментально непохожи, на момент начала службы площадь забивается под завязку и народ молится и слушает проповедника. В основном, что ожидаемо, на молитвах народ одетый довольно бедно. Ну и в целом люди простых профессий в Стамбуле выглядят бедняками, изрядно замученные сведением концов с концами, прокуренные и в старой одежде. Таксисты все жалуются, что нахватает денег, что все подорожало, все просят отменить убер и заплатить столько же наличными.

Лира сравнительно недавно подешевела, видимо зарплаты не поднялись еще и поэтому для нас в Стамбуле все было очень дешево, даже виски в отеле.

День следующий, гуляем дальше по Золотому Рогу, паркам у дворца, обедаем на Мосту Галата и плывем по Босфору. Мы сняли довольно большую яхточка на двоих, опять же спасибо курсу. Единственное, что ветер был просто ледяной, и потому мы то выходили на верхнюю палубу, то спускались вниз, где корма была закрыта прозрачной пленкой, через которую все было прекрасно видно, и где было тепло, но фотографии через нее было не сделать.

С разрешения команды запустили дрон и поснимали Босфор, неожиданно к нам приплыла стая дельфинов и украсила собой поездку. Посмотреть город с Босфора точно стоит, очень интересно, ну и конечно прогулки по воде всегда добавляют романтики. Дошли до второго моста (всего их три) и под ним развернулись, всего экскурсия заняла около двух-трех часов.

Следующий день. Жара. Вот наконец и лето. Солнце и ветер совсем стих. Мы пошли от отеля пешком в другую сторону — к крепости семи башен, где к нам присоединились Сашка Вешка с мужем. Посмотрели крепость, жаль, что я не взял дрон, он бы пригодился. Интересно как менялось назначение таких огромных сооружений: во времена Рима и Византии эта крепость была основным входом в город, ведь Рим и все основные коммуникации были с Запада, но османы заложили те ворота, ведь границы и основные торговые пути во времена османской империи уже были совершенно другими.

Мы обсудили, что неплохо бы сделать эту крепость местом интерактивных развлечений, попытавшись отобразить и показать наглядно, что было в ней в разные годы. На настоящий момент доступен только самостоятельный осмотр двух башен и части стен крепости, но никакого интерактива или чего-то подобного нет.

Вернулись обратно поближе к отелю, перекусили и пошли посмотреть на виды вечернего Стамбула с Галатский башни. Тоже очень рекомендую, красивые панорамы, и когда вы уже были в ряде мест, то их интересно посмотреть и в составе общей панорамы.

И вот новый день, у нас по плану осталось посмотреть торговые улицы и здания самого светского периода Османской империи, первый трамвайчик и еще картинную галерею. С трамваем вышло смешно — Саша думала, что он стоит как памятник и оперлась на него, в этот момент он тронулся и пошел назад, естественно напугав Сашку.

А вот с галереей мы не рассчитало время, и пришли к кассам за час до закрытия, решили оставить на следующий раз. В тот же вечер Саше уже надо было лететь в Питер, и мы решили вернуться в отель. В Стамбуле очень много пробок в центре, карта почти все время красного цвета, а в тот день еще и был футбол, и таксисты категорически не хотели брать заказ в наш район, но мы нашли выход и прокатились на трамвае, оказалось очень даже комфортно.

В Стамбул вернусь еще раз с удовольствием, посмотреть то, что не успели, но уделил бы ему еще пару дней и полетел бы в другие места Турции, где полным-полно других достопримечательностей. Наверное Каппадокии первая на очереди. Ну и с учетом географии полетов из РФ — Турция наиболее простая в плане логистики, хотя цены авиабилетов такие, что и круг сделать не грех.