Кипр: на ту сторону

С того момента, как мы стали регулярно летать на Кипр, основным местом пребывания всегда была Айя-Напа, расположенная в округе Фамагуста. Про этот город-призрак мы, как и все, слышали много, хотя никогда не знали деталей, а когда решили сгонять на турецкую сторону в начале 2020, то не смогли из-за принятых противовирусных мер. В результате карантин был снят только к концу текущего 2021 года, так чтоб легально и без карантина свободно перемещаться и по северной и по южной части.

Мы решили воспользоваться этим, равно как и объявленой нерабочей ноябрьской неделей, которая застала нас как раз на отдыхе в Айя-Напе, чтобы наконец посетить «ту сторону». Решили прочитать историю разделения, и как выяснилось не зря, порекомендую это каждому, кто впервые окажется на северном Кипре. Я, ошибочно, всегда считал, что после признания независимости Кипра от английской короны Турция попросту напала на Кипр под вымышленным предлогом, и потому мне было не совсем ясно почему войска ООН образовали зеленую линию, а не просто вышвырнули турков с острова, были и иные несостыковки. При этом сами киприоты как раз утверждают, что Турция просто напала, и никто не помог. А по факту дело началось аж с Греции, где в результате государственного переворота к власти пришла военная хунта, и начался террор. Используя влияние Греции этот же режим свергает действующего президента Кипра, начинаются стычки этнических турков и греков, а новый «официальный Кипр» демонстрирует желание войти в состав Греции, несмотря на подписанный акт о независимости Кипра, который был подписан Турцией, Грецией и Великобританией. И вот на пятый день с момента кипрского переворота Турция направляет 5000 солдат для недопущения прибытия греческих войск. Интересна тут роль США, про которую никто вроде и не слышал, они перехватывали полеты Греческой авиации и не дали доставить войска. Столкновения сначала носили крайне скромный характер, речь шла о боях с 1-2 танками с каждой стороны, и передвигались войска от силы батальонами. То есть изначально-то стали защищать Кипр от греков, а потом, когда Турция нарастила присутствие до 40 000 солдат и пошла в атаку, то уже надо стало защищать киприотов от турков, а Греция в стороне осталась. Очень интересно, что преподают в каких школах теперь. В итоге войска ООН развели противоборствующие стороны, но Турцию так не вынудили покинуть Кипр, видимо опасаясь греческого режима, а к тому моменту, как в Греции свергли «хунту черных полковников», Турция признала северный Кипр независимой страной, ситуация зависла. Формально весь мир считает Кипр единым, кроме Турции, которую не принимают в ЕС из-за оккупации. При этом как только Кипр стал членом ЕС, то этнические турки стали массово желать получать Кипрские паспорта. А вот если, что очень вероятно, Кипр станет частью Шенгенской зоны, то тогда наверное, граница с Северным Кипром навсегда будет закрыта, сейчас туда обратно можно проехать без виз и разрешений. Я думаю, что и количество этнических турков, которые захотят признать себя киприотами в случае входа Кипра в Шенген возрастет в разы.

Так вот, к чему я все это, а к тому, что в действительности до сих пор существует демаркационная линия, хотя проезд на другую сторону занимает пять минут. В районе Вороша, целый район оградили и законсервировали проложив в нем новые дороги и сделав полностью доступным для туристов, там действительно жизнь остановилась, хотя это был лучший курорт острова. Фамагуста выглядит очень по-британски, и явно этот портовый город играл ключевую роль, принимая суда с севера, а для туристов была построена очень развитая для того времени инфраструктура. Лучше всего ее демонстрируют набережные. Стройка шла полным ходом, и в «зеленой зоне» навсегда замерли и строительные краны, так же многие здания были почти готовы, в основном это, конечно, все гостиницы.

Мы углубились дальше в северные земли, там очень пусто, всего менее 300 000 человек на всю турецкую часть. Всего четыре города. Дороги, как и в южной части хорошие, только помните, что страховка машины не действует, и надо водить аккуратно. Достопримечательности той стороны — это либо руины древних построек, пожалуй самая интересная — древний город Саламис. Мы не религиозны, поэтому поездки с осмотрами часовен и церквей нас не сильно интересовали, мы скорее хотели посмотреть природу и нетронутые пейзажи. Турецкая сторона сильно беднее, и сильно грязнее, в деревнях народ замусоривает все вокруг. Когда мы добрались до мыса Сан-Андреас — самая восточная точка, то разразилась просто жуткая гроза, и мы многого не увидели.

В целом интересно и познавательно покататься по обеим сторонам Кипра, на северной есть некоторый шарм пустых земель, хотя они не совсем пустые, машины снуют везде, и деревни тоже есть, но реже, чем на юге. Ну а «основной» Кипр конечно и побогаче и почище, и в целом готов предложить все, что есть на севере, и наверное даже существенно больше, а в целом видно, что еще не так давно это были земли одной страны, пусть и населенные разными общинами.

Очень интересно, что будет с границей между частями, когда Кипр войдет в шенген… Можно ли будет попадать на север иначе, чем с территории Турции.

Небольшой фоторепортаж с нашей поездки я выложу в отдельный фотоальбом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.