Китай — день за днём

День 1 — Летим. Перелет до Пекина короче, чем до США например (мы летели прямым рейсом из Питера). Лучше бы летели на часа четыре подольше — успели бы побольше поспать, а так часов пять сна и сразу вперед на экскурсионную программу. Но еще надо пройти все службы аэропорта, получить багаж и встретить гида.

Любому, кто едет в Китай рассказывают, что китайцы плохо, а вернее, и вовсе не говорят на английском и, что нравы и обычаи у них имеют крайне мало общего с нашими привычками. Чтоб не попасть впросак, мы взяли в каждом месте пребывания гида.

Границу прошли без особых приключений, у китайцев все четко налажено, куда идти не перепутаешь, указатель EXIT тоже виден отовсюду. Багаж тоже найти легко. А вот дальше нас никто не встретил… совсем.

По телефону мы стали дозваниваться до гида, который должен был нас встречать, со второй попытки она взяла телефон, и рассказала, что забыла про нас, потому как мы бронировали и выкупали программу еще в декабре, а сейчас уже апрель. Попросила подождать и потом и вовсе перестала отвечать. Вот сюрприз! Чуть позже к нам подошел другой гид, видимо из той же компании и жестами показал, что примерно минут двадцать и нас спасут. Мы решили скоротать ожидание в «Старбакс» и прямо тут поняли, что рекомендации про гидов не шутки. Показываем на экране какой кофе хотим, и какую булочку, медленно и отчетливо пробуем сказать на английском, а в ответ поток китайского по полминуты без жестов и каких-то действий. Стали по одному заказывать напитки и булочки, рассчитывались по одной, на какой-то позиции опять включился долгий монолог на китайском, мы поняли, что этого бутерброда нет в продаже. Попытка заказать двойной эспрессо тоже приводила к коллапсу, а просьба долить в кофе немного кипятка и вовсе почти привела к закрытию кафе. Спустя минут пятнадцать мы получили почти то, что хотели и стали ждать дальше.

Наконец примчалась подменная гид, вместо забывшей о нас. Сказала, что все в порядке, что она сделает все так, что нам все понравится. Мы погрузились в автобус, тоже косяк — заказывали Мерседес, получили какой-то местный автопром, потому затребовали менеджера в отель к ужину.

Представьте себе наши чувства, когда на ломаном русском гид нам еще и объясняет, что в императорский дворец мы не идем так как понедельник, а в понедельник он закрыт. Мы вынимаем программу, составленную их фирмой и начинаем интересоваться какой идиот ее составлял… Гид говорит: «Друзья, проблем нет! Мы идем в другой дворец, а в этот потом». Лотус, так звали гида, кстати все китайцы придумывают себе имя на том языке какой учат, поэтому количество имен равно количеству языков, на которых полиглот говорит, достаточно сносно и понятно рассказывала, но когда мы задавали вопросы то понимала не все. Наконец мы сверили программу и убедились в том, что все же посетим все объекты, какие были запланированы.

Итак, поехали, по программе мы посетили Храм неба и летний императорский дворец, вместо дворца «Гугун», который закрыт в понедельник. Первые впечатления, что все пропитано фень-шуем и марксизмом. По-крайней мере Лотус непереставая оперировала терминами либо того, либо другого. С первых минут пребывания в храмах стал понятен размах, с которым строили тогда и масштаб. Все постройки грандиозной площади и размаха. При этом даже малюсенькое пространство сделано по фень-шуй, но кстати, правила, по которым они проектировали пространство, очень эффективные и гармоничные. Красиво безумно. Отдельно потрясает факт, что город весь нарезан по осям и линия ворот, прорезая весь город идет через дворец, через улицы, и до других ворот и полностью старый Пекин построен так, что ворота и верхушки храмов видны и стоят четко по оси.

На улице было около +20 солнце, как нам казали, начало апреля — лучшее время для обзора Китая. Главное — не сезон, сезон с мая и тогда количество людей возрастает в десятки раз.

Пекин очень современный, дома, уличное движение и все прочее очень организовано и очень чисто. Если честно, то нам рассказывали знакомые, что довольно грязно и заплевано, но нет, аж вылизано. Чище чем Европа. Мы сначала подумали, что нас возят по спецмаршруту, что чисто только там, но нет, чисто везде, мы в этом могли убедиться.

Посетили чайную церемонию, конечно чаепитие у них возведено в ранг религии, а может просто так наловчились подавать туристам, чтоб они потом охапками набирали по десять пачек в их же магазине и по спекулятивным ценам. Чай вкусный был, мы тоже купили несколько упаковок.

Посмотрели и Пекин, проехав по центру, и храм с дворцом. Вернулись в отель чуток передохнуть и встретить нашего оригинального гида и менеджера. Нам принесли извинения, гид была уверена, что раз ей звонили только в декабре, то группа отменилась, а фирма один раз подтвердила и все. Нас угостили обедом, подарили подарки и вернули деньги за один день и за то, что машина была не та, и мы решили больше не заморачиваться на этот счет.

День 2. Стена. Наверное, вполне очевидно, что будучи в Пекине мы не могли не посетить Великую Китайскую стену. Действительно, крайне впечатляющее сооружение, общая длина превышает шесть тысяч километров, если наш экскурсовод не приврала. Мы поехали на ближайший участок стены, по которому можно гулять, Это по сути все еще в пределах Пекина, вернее на его границе, Пекин в поперечнике около двухсот километров, поэтому путь из центра до стены занял около полутора часов по скоростному шоссе. Мы успели посмотреть разные районы Пекина, убедились, что чистота и порядок в центре города не показушный, ну или у них показуха нереального масштаба. Дороги, кстати, везде тоже очень даже хорошие, хотя понятное дело, что мы не ездили по каким-то проселочным трассам, а пользовались крупными магистралями. Отдельно потрясают развязки, это просто огромное нагромождение мостов на разных уровнях, кольцо над кольцом, но водители, все кто нас возил, ориентировались по указателям, а не по навигатору. К слову о навигации, на перекрестках крупных улиц висят навигационные экраны, показывающие загруженность наиболее частых маршрутов и указание, как именно быстрее проехать в ту или иную сторону.

И вот наконец стена, этот участок из себя представляет по сути огромную лестницу, на которой Apple watch оценили наш подъем в девяносто девять этажей. Мы сделали это! Поднялись до верха, до двенадцатой башни, сфотографировались,, оглядели все окрестности и пошли назад. Стало очевидно, что наш участок стены перегораживал пространство между горами, по которому шла дорога в плоскогорье, при этом форма участка не линия, а сплюснутая и остроконечная буква О, таким образом есть достаточно большая территория обнесенная стеной на перевале. Видимо это сделано для защиты бараков и на тот случай если лазутчики пролезут по перевалам в тыл. Ступеньки все очень разной высоты, от нескольких сантиметров и до полуметра, поэтому местами подниматься не так и легко. В этом месте стена достаточно узкая, примерно полтора метра в ширину, поэтому потоки идут навстречу друг-другу вверх и вниз по одному гуськом. Очень даже хороший фитнесс. Внизу мы купили Вове шляпу, в которой он стал похож на местных. Нагуляли аппетит, а потому отправились обедать, нас ждала знаменитая утка по-пекински. Действительно очень вкусно, прямо очень-очень, не зря мы были в государственном лицензированном и специализированном ресторане, имеющем пять бриллиантов по приготовлению утки, это высшая степень, вроде пяти звезд в отеле или трех звезд Мишлена.

После короткого отдыха, необходимого всем, поскольку мы основательно подкрепилась, а перед тем очень основательно попотели, мы отправились на местные традиционные улицы, которых в центре Пекина осталось всего две штуки — все остальное застроено небоскребами. На одной из улочек мы попробовали традиционные уличные закуски — шелкопрядов и скорпионов сваренных в масле. Кстати, очень даже вкусно, китайцы их как семечки едят, ну а мы просто попробовали. Вволю погуляли по ночному центру, и пошли на традиционный китайский ужин. У китайцев во всех ресторанах столы круглые со стеклянным вращающимся кругом в центре. Все блюда ставятся в этот круг, а каждый сидящий за столом поворачивает круг и берет с него то, что хочет. Это очень символично отражает культуру еды — в Европе каждый заказывает свое блюдо и ест именно его, китайцы абсолютно все блюда делят между собой, при этом не надо вставать и тянуться, равно как и просить кого-то что-то передать. Все рестораны, которые мы посетили были оснащены либо самоваром, про это позже, либо вот таким поворотным кругом-раздачей.

День 3. Гуд-бай Пекин! Утром третьего дня мы отправились в дворец Гугун — дворец императора. По сути это целый город, где для каждой области жизнедеятельности императора, императрицы и остальных обитателей дворца были выстроены дворцы. Геометрически Чугун устроен как десяток проходных дворов — по одной центральной линии строят два десятка дворцов в традиционном стиле, все по фень-шую, каждый дворец имеет свое предназначение, один для сна, один для общения с близкими, один для приемов и работы, один для чтения и размышлений, для приемов наложниц и так далее. Хорошо было императорам, ну кроме последнего.

Наша экскурсовод рассказала столько, сколько мы смогли впитать о дворце и жизни императора сопроводила нас в аэропорт. Мы улетали с столицу Тибета Лхасу.

С середины полета стали видны горы, и мы стали гадать, а на какой же высоте сделан аэропорт? Ведь Тибет — это сплошные горы, и нас все предупреждали, что в Лхасе у нас будет горная болезнь, но где же аэропорт тогда? Оказывается нашлось достаточно большое плоскогорье, расположенное так, что туда садятся даже большие самолеты. Трясет только сильно на взлете и посадке. Аэропорт, как и город, находится на отметке 3.700 метров над уровнем моря. Никогда в жизни не видел такого.

Нас встретил гид по имени Тэн, и сразу после погрузки в автобус стал рассказывать нам о том, что главное в первый день совершать минимум движений, есть только очень легкую пищу, пить много, пить очень много теплой воды, никакого кофе или чего-угодно поднимающего пульс. Призвал ни в коем случае не мыться первый день, запастись нурофеном на случай головной боли, спать только на правой стороне, и постараться как можно быстрее привыкнуть к горам. Мы честно старались выполнить все, что было велено, но полностью избежать горнянки не смогли. Вечером мы просто поели лапши и травы, а потом, не принимая душ, пошли спать на правый бок.

День 4. Трезвое похмелье. Я проснулся по будильнику, ужасно болела шея. Я так и проспал всю ночь на одном боку и шея затекла, а еще на моей голове проспал всю ночь Вова, который заявил, что в таком месте ему не хочется спать одному. Пришлось съесть нурофен, чтоб шея прошла. Я, правда, оказался самым живым и здоровым. У Вовки болела голова, но слегка, и после одной таблетки и завтрака он тоже был в полном порядке. Троша же наоборот выпал на несколько часов, ему пришлось просидеть половину дня в кислородной комнате, чтобы придти в себя. В итоге на утреннюю экскурсию мы отправились впятером — все Сумбаевы и Макар с Захаром. Целью нашего утреннего выхода был дворец — бывшая резиденция Далай Ламы, бывшая потому что Далай Лама с конца 50-х годов прошлого столетия проживает в Индии, но с незапамятных времён и до того момента все они проживали именно в Лхасе. Экскурсия по дворцу представляет собой по сути один длинный маршрут, сначала идём по лестницам вверх и вверх, а потом по очень узеньким кельям и часовням. Все паломники и просто интересующиеся, таким образом, фактически идут гуськом. Безусловно попадаются и места пошире, где можно отдельно постоять, или передохнуть, но примерно половину времени идёшь как в длинной очереди. К слову сказать, идти вверх там очень утомительно из-за горной болезни, подъем на тысячу ступеней на стене был куда проще, чем эти триста ступеней в Лхасе. Хуже всех среди нас пришлось Захару, мы часто останавливались и поили его водой, чтоб он мог продолжить двигаться. На обход дворца ушло примерно три часа, причём на осмотр верхних залов даётся ровно час, опоздания штрафуются, поэтому наш экскурсовод пристально следил за временем. Ограничивают время само-собой чтоб не допустить давку, мы-то были в до начала сезона, и потому нам было легче. Во-первых, температура была около +15-18 градусов, комфортно и не жарко, а во-вторых народу было, по словам экскурсовода, втрое меньше, чем в разгар сезона. Если представить себе толкотню и жару в этом месте, то точно это будет прогулка не для всех. Сам дворец содержит в себе кучу разных часовен, построенных начиная с пятого века и заканчивая прошлым, все их наполнение было связано с конкретными событиями в честь которых они были созданы, не буду приводить здесь экскурсы в историю, они есть в WIKI. Удивило безумное количество паломников, хотя в основном они из Тибета, внешне они напоминают скорее индейцев, чем индусов или китайцев, последних само собой тоже было много-много. Мы встретили огромное количество стариков, было вообще непонятно как они одолели подъем, но тем не менее они шли со всеми вместе гуськом, пропуская народ в широких местах, чтоб идти помедленнее, некоторые были хромыми, некоторые сгорбленными, но видимо посещение храма для них столь важно, что они все же шли наверх превозмогая себя.

После похода во дворец мы вновь объединились всей нашей группой и пошли обедать, а после отправились в старый город, вернее в самый его центр, чтоб осмотреть один из самых древних монастырей Тибета, действующий и по наши дни. С нами не пошла только Саша, у которой ужасно разболелась голова и таблетки не работали. Старый город был как раз таким, каким и ожидалось, кривые узкие улицы, невысокие дома, все приспособлено на современный лад, тут же готовят на улицах, тут же продают и тут же едят. Мастера тоже подают свои поделки прямо на месте производства. Местные жители приветливы, но ненавязчивы, белых они видят часто и им до нас нет никакого дела, в городе очень много полиции и китайских внутренних войск, видимо они делают нахождение в толпе безопасным когда начинаются столпотворения. Храм оказался очень похож на часть дворца в Лхасе, с той лишь наверное разницей, что в самом его центре расположены очень большие залы, где все монахи вместе проводят службу. Мы вошли абсолютно свободно, но оценили, что при входе располагалась длиннющая «змейка» из загорождений. Мы искренне порадовались, что стоять в толпе не надо. Храмы очень настраиваю на их уникальный лад, настроение там меняется, становишься спокойнее и задумчивее, отдельных артефактов бесконечно количество и потому ясно, что быстро мы это не посмотрим, а долго дети нам не дадут ходить, они быстро выматывались и начинали хотеть двигаться ближе к отелю. Собственно, после храма мы и поехали в отель.

День 5. Летим на юга. Вставать на второй день значительно легче, у меня горная болезнь полностью прошла, у остальных если и не прошла целиком, то уже не доставляла трудностей. Экскурсовод предлагал осуществить ещё один подъем и посмотреть очень высокогорную деревню, где все ещё разводят Тибесткого мастифа. Долго думали, но не поехали из-за детей, те переживали, что опять будет болеть голова — деревня расположена выше пяти тысяч. Поэтому мы просто пошли ещё раз погулять по старому городу, а Саша смогла посмотреть его. Очередь в храм не только занимала всю «змейку» но и шла по улице ещё метров на четыреста наверное. Все местные приносили какую-то травку и жгли ее в специальных печах, которые в огромном количестве расставлены по улицам, у них этот ритуал связан с очищением от грехов, а ещё весь город наполнен дымом этой травки. На одной из улиц был куплен большой чайник, если и не антикварный, то уж очень круто под него замаскированный, мы по-крайней мере, не нашли признаков современного происхождения, его цена после торговли составила две тысячи юаней. Погуляв часик мы вернулись к автобусу и направились в аэропорт. Там в магазине чайник стоил ровно с сто раз больше, я не преувеличил. Действительно на наши было бы два миллиона рублей! Может аэропортовый был необычным, сделан из серебра например или ещё какой, но они были очень похожи, да и масштаб цен был принципиально иным. Попрощались с гидом, поели в макДаке, так кстати меню другое, и реально последними вошли в самолёт, хотя вроде ещё было много времени до конца посадки. Как только погрузились сразу взлетели, отрыв от полосы произошёл на пятнадцать минут раньше времени, указанного в билете, у нас и в Европе, такого не может, правилами это строго запрещено. Потрясло нас на взлете изрядно, и понятно: горы — ветер, зато высоту набирать быстрее. Мы летели в Ченду.

Ченду — крупный город столица провинции Сы-чуань и там живет около восемнадцати миллионов человек. Город, как рассказала наша новая гид, очень быстро растёт и меняется, то что строили 15-20 лет назад считают очень старым. Собственно нам предстояло только заселение в отель, легкая прогулка по набережной недалеко от отеля и ужин.

День 6. Панда-банда. Гвоздем программы было посещение центра по изучению и разведению панд. Остальная программа предполагала только посещение специально сохранённых старых улиц города и парка археологических раскопок.

Приехав к пандам мы увидели входную очередь. Это было нечто подобно параду победы по масштабу. Хорошо, что у нас было куплено посещение без очереди, и очередь для тех у кого билет без очереди составила всего минут двадцать. При этом температура была ближе к тридцати градусам и солнце пекло по полной. Китайцы, впрочем, привычны к очередям, стояли не дергаясь, вынимали термосы, готовили до-ши-рак, у каждого был рюкзак с водой. Гид сказала нам, что мы попали во второй из трёх выходных дней, и что сегодня толпа будет везде. У китайцев всего две выходных недели в год, а минимум установленный законом по части отпуска — 6 дней в год, поэтому в праздники никто вообще не сидит дома.

Посмотрели и сфотографировали панд, не зря тащил телеобъектив! Ещё оказывается есть рыжие панды, только это не медведь, а скорее енот и по виду и по повадкам, но называется рыжая панда. Их мы тоже и посмотрели и засняли.

Выходя посмотрели на очередь, она ещё выросла, интересно во сколько они бы попали внутрь, и все ли проходят?

На старых сохранённых улицах народищу было столько же. Еле двигаясь гуськом мы шли, особо было ничего не посмотреть, и фотки получались неказистые, да кстати и улицы не очень-то сохранены, скорее слегка переделаны и стилизованы. Прошли их, съели мороженное и поехали в музей с раскопками. Вот там не было большой толпы, но и музей так себе, наверное самое неинтересное место за всю поездку, но там было просторно и прохладно, примерно часа полтора мы по нему гуляли, потом дети устали и стали требовать возврата в отель. Вечером мы прошлись по набережной и на этом закончили программу дня.

День 7. В три приёма. Этот день был одним и большим транзитом. Сначала Ченду — Чанша, при этом с промежуточной посадкой, мы даже не выходили, несколько человек вышли, несколько вошли и мы полетели дальше в Чанша. Со стыковкой в пару часов мы полетели в Чан-Джан-Дзе. Перелёт был на час, но все время летели вдоль гроз, поэтому даже знак «застегнуть ремни» не гасили. Уже к ночи добрались до места назначения, нас встретила гид, в автобусе рассказала о регионе и его обычаях, и обещала волшебный день назавтра.

День 8. Аватар, мост и театр. Весь день целиком мы должны были провести под открытым небом, поэтому самое главное наше желание было: «Вот бы без дождя!», как назло прогноз упрямо говорил, что с середины дня крайне вероятна гроза и шторм! Оставалось надеятся на погоду. Гид в шутку сказала, что нам сродно нужен амулет против гроз, и тут мы вспомнили, что на улицах Тибета Вова прикупил браслет с амулетом от стихийных бедствий, вот был отличный повод проверить работоспособность.

Первым местом были парящие горы, это название теперь реже звучит, теперь все из зовут горы Аватар, филь снимали именно там. Оказалось, что фильм не рисовали на компе, а действительно снимали, горы им даже не пришлось особо сильно перерисовывать — они действительно выглядят прямо как в фильме. Мы обошли полностью весь основной маршрут, покатались на фуникулёре и на лифте идущем в пропасть, сделали бесчисленное количество фоток, чтобы может хоть как-то передать то, что мы видели и получше сохранить память об этом.

Второй экскурсией этого дня было посещение горы Небесные Ворота, висящего стеклянного моста и поездка на самом длинном в мире фуникулёре, перепад высот у которого аж 1500 метров.

Амулет пока работал исправно, хоть и было облачно, но зато сухо. Часть облаков оказалась ниже верхушки фуникулёра, поэтому наверху было даже солнечно, да и оставшиеся облака рассеивались. Очень красиво, дух захватывало, мы старались сфотографировать как можно больше красивых видов так, чтоб передать масштаб. Гора имеет по сути вертикальные стены высотой более километра, а верх представляет собой длинную но узкую площадку, мост подвешен к вертикальным стенам сбоку, и когда гора делает поворот, то прекрасно видно, что под нашим балконом пустота. Шестьдесят метров этого моста выполнены из стекла, поэтому есть эффект того, что идёшь над пропастью, но не страшно совсем.

К самом конце маршрута на этой горе мы спустились к красивой округлой арке огромного размера, наша китаянка-гид нашла самый простой ответ на вопрос относительно того, как они называют Мега-арку. Ответ был: «Дырка!». От суперской Дырки мы спустились по идущему внутри горы эскалатору, и пришли на точку старта горно-автобусного маршрута. Тропа, по которой ходят автобусы, представляет собой серпантин с обрывами необычайной высоты и сотней крутых поворотов. Водители там некоей особой квалификации, и они просто носятся. Даже не хочется думать, что есть колесо лопнет…. ой.

Спустились с горы и отобедали, а еще попробовали отличной сливовой водки. Вкусненько. Дальше предстояло увидеть представление в театре, которое могло сорваться, прогноз неумолимо показывал шторм ровно в середине спектакля, вероятность грозы составляла 80%, и далее 100% по ходу ночи, вся надежда была на нашего шамана.

Добрались до театра, он располагался у начала подъема на ту самую гору Небесные врата, по форме это было что-то среднее между римским амфитеатром и зелёными театрами в парках Москвы или Питера. Одно существенное отличие — это масштаб. Сцена и все декорации, место откуда поёт хор, вторая и третья сцены — все очень большое. Действие происходит на десятке различных локаций, нужное или нужные подсвечиваются, и персонажи как бы перелетают между локациями, поэтому каждая роль исполняется несколькими актерами, и вдобавок есть несколько видеоэкранов, которые помогают воспроизвести чудесные сцены превращения. Очень активно задействованы различные технологии подсветки, анимации, движения частей сцен, поэтому смотреть всегда приходится не в одну сторону, а действительно по сторонам. В постановке, которую мы видели, а это что-то типа Царевны-лягушки, задействовано шесть сотен исполнителей, при этом ни малейшего ощущения, что авторы перегнули с масштабом не возникает, с точки зрения чувства такта, меры и здравого смыла все просто прекрасно. Звук свет и сцена продолжали удивлять, и само собой кульминация приходится на финальную часть постановки, когда прожекторы подсвечивают горы, появляется целый движущийся мост, а грохот наполняет воздух… Очень необычно, ничего общего с нашим академическим искусством, и совершенно не на это сделаны акценты, нет сверхдраматичной игры, часть оперетты используют фонограммы, нет балета с миллионом па, танец сотни актеров в целом синхронный, но конечно, это ничего общего не имеет например с балетом Мариинки, но в целом это просто другой вид искусства. Хотя, скажу честно, в РФ я последний раз был в театре в 2002 году, мне не нравилось.

Кончилось представление, мы поехали домой, приехали в отель к часу ночи только. Вова вошёл разделся и уснул ещё не долетев до подушки, в эту самую секунду началась гроза, да ещё какая, ливень, град и ветер такие, что можно было подумать, что на улице дом сносят. Вова даже ухом не повёл, мы поняли — амулет работает, а его владелец будет по праву нашим шаманом.

День 9, и далее… Лежать… Утром мы прогулялись по городу, куда бы не пошли везде были следы ночного урагана, местные уже, кто во что горазд, убирали и чинили все, что раскидало и поломало природой. Позже мы поехали на машине в аэропорт Чанша — это заняло пять часов, но более удобного способа не было. Это был перелёт на Хайнань где нам предстоял отдых после столь насыщенных экскурсионных дней.

Отель у нас был огромный, около пятидесяти этажей. На территории располагался свой аквапарк, дельфинарий и океанариум. Ещё было самое начало сезона, поэтому народу было много, но не чересчур, по крайней мере в бассейнах можно было плавать не думая о том, что там ещё кто-то плавает рядом. Ещё одной особенностью отеля являлся гигантский аквариум размерами около сорока метров в длину, около двадцати в ширину и двенадцать в глубину, где обитало аж 55 000 рыб, при этом у них насчитывалось более трёх тысяч разных видов рыб. В этом огромном аквариуме можно плавать с акулами и скатами, которых там целая куча. Мы все поныряли, мы с Вовой потрогали всех акул и сфотографировались с ними.

Из достопримечательностей на острове есть ещё деревня с татуированными бабушками, и как говорили те, кто бывал в тех краях 10 лет назад, там ещё была деревня, там жили, но теперь туда приезжают сотни автобусов в день, поэтому территорию обустроили парковками и кафе, бабушки есть, их в живых ещё шестеро, но они туда ходят как на работу, а жильё им рядом построили. Антуражно, новодел, но с другой стороны сохранить деревню, и при этом выдержать миллионный туристический натиск наверное практически невозможно.

Мы отлежались последние денёчки на шезлонгах и полетели домой.