C этой осени Вовка поступил и приступил к учебе в школе для мальчиков в Бедфорде, что примерно в сорока минутах от Лондона к северу. Много было сомнений и переживаний, у нас все-таки один ребенок, ему всего десять лет, и тут мы его отправляем невесть куда. Но все же подводя некоторые результаты первого полугодия становится видно, что мы получаем именно то, что ожидали, когда вписывались в эту затею. Я приведу несколько отдельных моментов, которые может и не так тяжеловесны каждый сам по себе, но вместе образуют ту самую массу, которая и склонила чашу весов в пользу Англии.
- Хотя мы выбрали неплохую, на наш взгляд, школу, но тем не менее, мотивации к учебе там не пробуждали. Можно научить и медведя на скрипке играть, но должно быть желание облучаемого. Вспоминая себя почти тридцать лет назад я могу точно припомнить, что у нас тяга к знанию и книгам была на ином уровне. Может потому, что было меньше развлечений, может потому, что мы видели мире режиме город — девять месяцев в году, дача — остальные три, может потому, что ни интервентов ни игр, ни айфонов не было и в помине, в конце концов не так и важно. Факт остается фактом, что не только у нас в классе, а и по словам моих друзей, почти повсеместно, дети не хотят учиться. Для них есть столько другого интересного, что школа и знания не вызывают интереса. Может дело отчасти и в учителях, может стиль и отношение к ученикам, продолжающее советские традиции образования не подходят к тому, какими мы растим детей сегодня. Суть одна — ничего в нашей школе Вову не интересовало. Он учился на 5 и 4, по принципу: «Я получил нормальные оценки, отстанете от меня…»
- Я понимаю, что в десять лет рано думать о профессиях, но похоже у нас и позже нет связи, из какой школы в какой ВУЗ, из какого ВУЗа на какое предприятие. А ведь спланировать нормальное трудоустройство своего ребенка легче всего посмотрев какие работодатели сотрудничают с какими ВУЗами, и выбирать не по принципу «где ты хочешь учиться?», а «кем ты хочешь стать, где работать?». У нас же за партой до сих пор 1985 год. Рисование, труд, технологии — эти предметы так и остались в каком-то непонятном прошлом, и только не надо говорить, что детей берегут от лишнего часа у компьютера… Сколько они играют в планшет дома?
- Неуважение. Когда мы были детьми все проходили через то, что в школе учитель, особенно в начальной, гнобит детей, особенно выскочек. Встань перед классом, послушай сам все про себя, и пусть все твои товарищи послушают. К доске! Не успел сделать — лови двойку! И беспрекословно делай, что тебе говорят. Уважения к человеку в возрасте семь-десять лет — нолик без палочки. Кого-то эти трудности наверное закалили, и может для советской системы жизни такая система воспитания была неотъемлемой частью, но мне в сегодняшних реалиях это не нравится.
- Соревнования и конкуренция. Эти два слова сопутствуют нам всю жизнь, а вот олимпиады, математические бои, веселые старты, литературные чтения, балы в конце концов — всему этому уделяется мизерное внимание, хотя именно там надо приобретать навыки работы в команде, там надо дать почувствовать вкус победы, я понимаю, что для этого есть и спорт и кружки, но защищать честь школы, класса, района — это совсем другое. И таких соревнований должно быть много, по разным тематикам. Понятно, что следующий вопрос будет: «За чей счет банкете?», я сам финансист по образованию, все понимаю, и понимаю, что за «так» само ничего не будет, а «платить» откажутся сами родители. Поэтому я и в жизни не пойду в нашей школе что-то организовывать.
- Деньги. Хотите или не хотите в каждой школе целый театр военных действий из доплат, нищенских зарплат учителей, которым рекомендовали идти в бизнес, дефицита инфраструктуры и прочего. Хотим мы того или нет, но если половина сил уходит на решение вопросов о деньгах, то это равнозначно тому, что детей учат в пол-силы.
Ох, понесло меня мыслью по древу. Так вот коротко о том, что мы получили в Англии:
- Учителя работают над тем как заинтересовать ребенка. Реально работают. Директор каждый день смотрит за каждым. Я не преувеличиваю. Они считают своей обязанностью знать все о каждом, кто как быстро решает пример, кто как бегает, кто старается в чем, кто как устает… Очень внимательны. Чуть только начало что-то получаться — хвалят, но требуют старания, старания и старания, именно помогают учиться. Вове стали нравиться предметы. Он сам стал готовиться. «К доске» там нет, но они сами просятся ответить…
- Школа идеально оборудована, но помимо этого самоцелью предметов из широкого ряда как то наука, искусства, творчество является то, что ребенок знает какие-то азы из разных областей и может выбрать то, что ему интересно. Им показывают от фотошопа и работы с графикой, до того, как нарисовать домик на компьютере, а потом сделать его из бумаги, как работает станок (современный, а не 1961 г.в.), как происходит химическая реакция, и мы с женой видим, что часть этих примеров Вовке неинтересна, а часть приводит его в восторг. Мы сегодня уже можем догадываться о том, чем бы он мог заниматься, хотя понятное дело — ему всего десять.
- Детей уважают. Оценки — вернее проценты за тест — дело только ученика, его родителей и учителя. Порицанию, причем непубличному, подвергается только неприличное поведение и нарушение правил и дисциплин, опоздания, отсутствие подготовки к заданию. Поэтому то, что я вижу уже — у сына стало другое отношение к пунктуальности и тому, что он должен придти готовым. Он не боится ошибиться, но знает, что надо по меньшей мере в заданный момент отправить е-маил (да-да домашку они сдают так) учителю, и в класс войти без опозданий. С ними говорят как с взрослыми. Я иногда у части своих сотрудников не вижу этого — опоздать да, и прочитать повестку совещания на совещании — очень знакомо.
- Это просто Хогвартс. Они поделены на четыре «дома» идет беспрерывное соревнование в личном зачете, за свой «дом», лучшие за школу, причем школа очень поддерживает и то как остальные болеют за лучшую команду. Униформа и инфраструктура — нет слов… Они получают мерит (merits) — поощрения за хорошую работу, за старание, за несколько подряд полученых хороших ответов, но так, чтоб получить поощрение было не слишком просто. Ученик получивший за год 10 получает «бронзу», 25- «серебро», 50 — «золото». Кавычки означают лишь то, что кроме вывешенной на стенку грамоты само собой ничего это не дает, но школа показывает как почетно быть в лидерах. Все устроено так, что «бронзу» получить за год сможет почти любой, «серебро» — примерно лучшая треть, а вот «золото» — единицы. У Вовы сейчас 21 мерит, он лучший в классе, и у нас есть шансы получить «серебро» до Нового Года, и бороться за «золото». Он как-то звонил мне по телефону и сказал: «Папа, я всего два часа делал что-то там по искусствам, а получил мерит, как все просто!», я порадовался. В Питере я не помню, чтоб он сам сел что-то делать для школы на десять минут…
- Стоит дорого. Платят родители. Это ответ на большинство вопросов. Но учителя думают только об учебе. Директор об учениках и их успехах в поступлениях в ВУЗ, выступлениях в спорте, и о том, как они представляют школу…
Все написанное мои впечатления, я не хвалю и не ругаю, и знаю, что несмотря на все, что происходит наши ученики из старших классов продолжают брать олимпиады по физике и программированию, не призываю что-то делать или против чего-то идти, просто решил поделиться впечатлениями…